Принцип персиковой экономики
Давайте и мы порассуждаем об экономике. Мы в Страну Эльфов отправляться не будем, мы отправимся на обычный рынок, где продают помидоры, капусту, морковку, яблоки, груши и так далее.
Взять, к примеру, персики. Если на входе на рынок килограмм персиков стоит 150 рублей, то где-то в глубине можно найти их за 100 рублей. Но никогда, никогда-никогда вы не найдёте при таком раскладе продавца, предлагающего персики за 50 рублей, даже если все они берут их оптом на одной и той же базе по 20.
Казалось бы, нарушается правило «невидимой руки рынка», когда можно скинуть цену до минимума и при этом забрать себе всех клиентов. Очевидно, что налицо некий сговор, пусть даже все продавцы персиков не собирались на стрелку и не обсуждали свои цены.
Почему же так происходит?
Потому что любители спорить с экономическими законами забывают о факторе спроса. Есть спрос на персики по 100 рублей — их будут продавать по 100. Есть спрос на 150 — будут и по 150. Несомненно, есть спрос на 50 — но много ли найдётся идиотов торговать за 50, если можно продать за 150 или хотя бы за 100?
Не забывайте, продавец — это не бесплатное приложение к лотку с товаром. Это человек, который хочет вкусно есть, красиво одеваться, иметь хороший дом, машину, технику, мебель, обеспечивать семью и так далее, а для этого нужны что? — правильно, деньги!
Чем больше денег можно заработать, тем их будут больше зарабатывать, поднимая цены.
Вам не нравится, что цены слишком высоки? Не покупайте! Но цены не падают — значит, другие люди покупают, их устраивает. Это ваша проблема, что именно для вас дорого, а для остальных — нормально. Когда будет дорого для всех — спрос упадёт, а вместе с ним упадут и цены. Это и есть законы рынка, а вовсе не то, что вы прочитали где-то.
Правда, можно задействовать административный ресурс и обязать продавцов, к примеру, не поднимать цену персиков выше 50 при закупочных 20. Лучше станет? Поначалу да — пока не распродадут запасы. А потом — вспомните, кто у нас продавец? Он сообразит, что вместо дешёвых персиков можно продавать дорогую хурму, а значит, её и нужно закупать. Персики «по госцене» пропадают из витрин, и вместо них появляется что-то другое. Вы этого добивались, точно?
Можно задействовать административный ресурс и применить его к другим фруктам, к той же хурме, например. Снова: кто у нас продавец и чего он хочет? Он хочет денег, а значит, раз торговать фруктами теперь невыгодно — надо торговать носками, например. Фрукты пропадают из витрин, и вместо них появляется что-то совсем другое. Точно этого хотели?
Можно задействовать административный ресурс… В итоге продавец плюнет на безумных администраторов и уйдёт в какой-то другой бизнес. А вам останутся пустые витрины с выцветшими ценниками, засиженными мухами — типичная картина советского гастронома.
Именно поэтому сочетается несочетаемое: с одной стороны, государство лезет куда не надо и может испортить жизнь всем, а с другой — оно не может, по сути, никак улучшить её своим вмешательством.
А те, кто не понимает очевидных вещей, задолбали. Прежде чем с умным видом рассуждать с дивана об экономике, попробуйте хоть чего-то продать на этом самом рынке.