Предупреждение: у нас есть цензура и предварительный отбор публикуемых материалов. Анекдоты здесь бывают... какие угодно. Если вам это не нравится, пожалуйста, покиньте сайт. 18+

История №889631

Люблю почитать творения свидетелей могучего и ужасного СССР. Интересно пишут, увлекает. Да и востребовано. Критиков союза поубавилось, может, перемерли, а может тема потеряла актуальность. Дискутировать и с теми и с другими бессмысленно. Живут они в разных реальностях, но схожи в одном. Оба направления как то забыли, что СССР был очень большим и очень разным.
В начале девяностых разговорился со старшим механиком немаленького суденышка. Его родители очень удачно уехали из одной Среднеазиатской республики, когда перестройкой еще и не пахло. Будучи немного знакомым с тамошними реалиями могу уверить читателей что вымысла в рассказе нет.
Стармех поведал, что с пятого по десятый класс все школьники ездили на уборку хлопка. Даже не так. Всех отправляли на уборку хлопка. Помощь труженикам села продолжалась с сентября по декабрь. Каждый день без выходных. Битва за урожай все таки. Денег не платили. Действительно, какие деньги? Это же помощь скажут свидетели великого и ужасного СССР. Свободный труд на свежем воздухе на благо отчизны. С детских лет, формирует ответственность, уважение к труду, укрепляет дисциплину и социализирует. Да это же рабский труд завизжат дряхлые антисоветчики. Вранье! Продолжат свидетели, детский труд в союзе был запрещен. Да был. Но! Уровень воровства, мздоимства, и прочего беззакония в тех местах поражал. Нынешнему российскому он конечно не доставал даже до пяток, но ведь важна не абсолютная величина, а отправная точка. Свой рассказ о счастливом детстве механик продолжал в каюткомпании, за скромным ужином. Грибовница со сметаной, отварные белые грибы, стерлядка, немного скрашивали остроту повествования.
Дабы избавить детвору от ожирения, этого бича современности, гостеприимные дехкане ни кого из школяров не кормили. Упрежу визги антисоветчиков, и сравнения с концлагерем. Питались тем что брали с собой, и присылали потом родители. Покупка продуктов тоже не преследовалась. А еще били дикобразов. Развелась их там тьма тьмущая. Местные их не едят. Верования запрещают. А пионерии в самый раз. Забитого дубинками зверя хватало на обед всему классу. Главное на иглы не напороться – рассказывал механик- аккуратно снимая шипы со стерлядки. А то один ухарь пнул дикобраза. Игла пробила кирзач. Нога так распухла уже через полчаса, резали сапог. А само мясо вкусное.
Любой советский школьник вам бы сказал ,что рабский труд неэффективен. Не эффективен, да, но прибылен чрезвычайно. Особенно если рабов не надо ни покупать, ни кормить, ни охранять. Бенефициары этой прибыли, баи-коммунисты и их покровители легко нашли бы общий язык с ностальгирующими по СССР. Кто то из них, что пообразованней возможно сказал бы что в римской империи дикобразов разводили специально. А их мясо считалось лакомством. Жиденькие аргументы. Там и рабов разводили специально.
Закончил рассказ механик уже за стаканом чая.
- Здесь уже поступил в мореходку. И на тебе. Всех сразу в колхоз, на картошку. Тут мало того что кормили до отвала. Так еще и заплатили денег за работу. Нормально заплатили, по студенческим меркам. Я тогда серьезно подумал что попал в коммунизм.
Эта история конечно свидетелей великого и могучего ни в чем не убедит. Даже в том, что СССР был очень большим. Разве что укрепит убеждения в том что в колхозах нечерноземья жили уже при коммунизме. И вот что еще скажу напоследок. Россия она тоже большая, не такая большая конечно как советский союз, но разная еще больше. Каждому есть что рассказать и смешного и грустного.
+428
Проголосовало за – 650, против – 222
Статистика голосований по странам
Статистика голосований пользователей
Чтобы оставить комментарии, необходимо авторизоваться. За оскорбления и спам - бан.
40 комментариев, показывать
сначала новые

Leonidas17.06.17 12:01

В сёлах, по крайней мере, в мелких, из которых народ пытался выбраться, документы держали в сельсоветах. И не выдавали почти никогда. Варианты были - пойти в армию, поступить в военное училище (если не дадут в военное училище документы - жалуйся военкому - и тот быстро председателя заставит выдать), в простые даже училища или институты могли банально не выдать документы. И если у тебя нет знакомых "наверху", то не добьёшься. И сидели люди в сёлах, пахали по-чёрному (городские приезжие труженики слабо представляют, как это гектар сахарной свеклы на каждого члена семьи полоть) и вариантов не было. Не будешь брать свеклу полоть - не дадут тебе сенокоса, огорода, не пустят твой скот пастись и т.д. Было масса принудительных методов, как заставить пахать в селе человека. И никуда не денешься. Из крупных посёлков было выбраться проще - туда, наоборот, люди из далёких сёл старались переехать. Но чуть дальше от шоссе - и держат тебя глухо. Без документов в городе долго не пробудешь.
А уже уборка урожая - мелочь, на которую приглашали из вузов и школ. У многих об ней приятные воспоминания, у других плохие - как повезло. Но самый худший труд был не в этом. Это в моё время ещё платили зарплаты. При Сталине вообще работали за трудодни - банальная отработка барщины получалась. Тогда зарплата была у председателя колхоза, агронома, учителя, врача - остальные сосали лапу. А декретный отпуск был 2 месяца - и вперёд на работу. Сейчас 3 года многим мало, продолжают до 6 лет, а тогда - 2 месяца, ребята.

+2
ответить

Мимоходом походя➦Leonidas19.06.17 15:45

Да, я читал об этом. И до сих пор не понимаю, как это моя мама, ее сестра и четверо братьев сумели уехать из деревни без документов? Это в суровые сороковые-то!

+0
ответить

AleM 01.06.17 23:24

Нас студентами отправляли на виноградники. Столовые сорта собирали колхозники, а нам доверяли технические сорта, типа ркацетели, которые перерабатывали на шмурдяк и на коньячный спирт.
Платили по студенческим меркам весьма не плохо. При стипендии в 40 рублей, за день собрав норму, можно было заработать рублей 15. Если кто-то собрал тонну винограда, то полагалась дополнительная премия 25 рублей. В одиночку собрать тонну было не реально (и вдвоём тоже достаточно сложно), поэтому сельские ребята, привычные к физическому труду, кооперировались по двое и сначала собирали норму каждый за себя, а потом начинали таскать на тонну на кого-то одного. На следующий день тонну таскали на другого. Учётчицами были наши же деффки и проблем не возникало, бригадир смотрел на это сквозь пальцы, он имел свой гешефт на чём-то другом.

+2
ответить

Uhalus Posovinomus 01.06.17 23:22

Азия. Байство. Местные порядки. Почитайте про товарища Адылова, узбекского прихлебателя Рашидова.

+1
ответить

МаНАС01.06.17 22:16

Средняя Азия и социализЬм?? Хихихи. Там своя специфика .
А о студенческой картошке только хорошие воспоминания.
У нас и ссо было обязательным. После 2 курса. Только выбор был большой: кроме ссо были и вожатики и пром. отряды( на профильных предприятиях), даже проводники были.
А ссо и в городе и выездные отряды. И на море и в горах. У меня только официально 3 ссо...
Что плохого?

+1
ответить

bulpi01.06.17 21:46

Автор,
те люди (адекватные), что ностальгируют по СССР , не утверждают, что было хорошо. Да и вообще, что такое "хорошо" ? Они утверждают, что было лучше, чем сейчас. Хотя, что такое "лучше" ? И кому ? Мне было лучше. Детям в Узбекистане было хуже, чем сейчас ? Не факт.

+5
ответить

Leonidas➦bulpi17.06.17 12:04

Ох, не раз слышал от стариков фразу: "Жили мы при коммунизме, да не знали". Ё-моё, при коммунизме они жили!!! С постоянным дефицитом и бесконечными очередями. Про это забыли, только помнят хлеб 16 копеек и колбасу по 2.50.
Так что утверждают даже больше, чем "хорошо".

+0
ответить

Мимоходом походя➦Leonidas19.06.17 16:08

Колбасы по 2.50 не помню. По 2.20 и по 2.90 помню.
Дефицит был. Но в холодильниках
все было. Как ни парадоксально.
Очереди были, но времени хватало и постоять в них и саморазвитие заняться. Сейчас очередей нет (от слова почти), но времени катастрофически ни на что не хватает. Еще бы. Работаем-то теперь дольше (не только больше, но и именно дольше) - не знаю, как у вас, а у нас если уходишь с работы всего лишь через час после окончания рабочего дня - на тебя посмотрят круглыми глазами: как, вы уже все сделали?????
Слышал от одного из наших дирижеров, как он, впервые попав за рубеж, был шокирован, что музыканты уходят с репетиции ровно в 18:00, несмотря на то, что она еще не закончена. Так вот - именно так было в СССР. Мне не надо было спрашивать начальника, могу ли я быть свободен - это было само собой.
Не буду повторяться про образование, медицину и жилье. Отмечу только, что сейчас и близко нет того, что было тогда. И если в то время даже пьяница уволить было сложно - сначала коллектив должен был его попытаться исправить, то сегодня можно уволить секретаршу за то, что не дала, а инженера - за то, что слишком умный. И любого сотрудника за то, что заболел.

+1
ответить

Проффессор 01.06.17 21:21

Неужели никого не задел сам факт принуждения к рабскому труду? Не говоря уже об исключительном дебилизме самого факта отправки мозгов (работников НИИ и т.д.) на картошку...

+4
ответить

Мимоходом походя➦Проффессор19.06.17 16:10

Так по кайфу было на картошку съездить. А сегодняшние бесплатные сверхурочные - не рабской труд? В то время работник был гораздо больше защищен, чем сегодня.

+1
ответить

Проффессор ➦Мимоходом походя19.06.17 17:42

Может быть... Сам я ненавидел бесплатный труд ради кого-то ещё со школы, когда на ОПТ заставляли конвертики клеить. Впрочем, в штатах тоже есть дурдом в этом плане. Сын сейчас готовится к поступлению в ВУЗ и там требуется история волонтёрской работы. Чем не рабский бесплатный труд? А бесплатные интерншипы, когда молодые студенты работают бесплатно ради опыта работы в резюме?..

+0
ответить

Мимоходом походя➦Проффессор19.06.17 19:13

Вот видишь... Много общего. И отмечу - наверняка (мы знаем это по фильмам, но видимо, так и есть в лействительности) уволить может даже непосредственный начальник: you are fired! В России уволить тоже проще, чем в СССР, но все же это должен быть кто-то покрупнее.

+0
ответить

Проффессор ➦Мимоходом походя19.06.17 19:45

На самом деле, уволить не за косяк достаточно непросто. Хотя бы из-за того, что есть целые адвокатские конторы специализирующиеся на этом деле. За косяк - легко. Я так увольнял людей. Например, один китайский "дохтур" отключил систему техники безопасности на резиносмесительной мельнице (чёрт её знает, как она по-русски). Удобно закидывать резину зато. Раз - и уволил. Без вопросов. А вот некоторых товарищей уволить сложно... Всё от уровня и области зависит.

+0
ответить

Мимоходом походя➦Проффессор20.06.17 00:07

Не знаю, не знаю... Подруга жены из бостона рассказывала, как проходит увольнение - во-первых, это действует угнетает и на всех, кто остался. Так как все проходит публично. Перед увольнением человека начинают подлавливать на мелочах и режиме - для обоснования. Человеку не сообщают, Что его судьба уже решена - чтобы не навредил. Наоборот, делают так, чтобы ничего не заподозрил. И о том, что уволен, человек узнает утром по приходе на работу - его проводят в сопоовождении к рабочему месту, на столе уже стоит коробка с собранными вешами. Он ее берет, и так же в сопоовождении его доводят до дверей. Все, он файред.
Самой этой подруге пару раз в начале карьеры, на разных фирмах приходилось слышать угрозы увольнения, причем она так и не поняла за что. Один или 2 раза ее уволили - при сокращении увольняют того, кто работает меньше всех - в смысле стажа.
Так что в сложности увольнения есть сомнения.

+0
ответить

Windespups01.06.17 20:19

Насчет сбора хлопка в Средней Азии за дарма не могу подписаться. Сам собирал с 79-го по 83-й в школе и 84-й, 85-й в институте. В Таджикистане дело было. За кг белого хлопка платили 5 (!) копеек. За серый (тонковолокнистый) по 10 и последние годы 15коп. За сезон в 10-м классе часы себе аж за 45 рублей купил. С автоподзаводом,писк того времени. Остальное в истории соответствует действительности.

+-1
ответить

Goodnight➦Windespups01.06.17 21:05

Если упахиваться то 20 кг в день... так 10... итого 50 коп в день
Да, и свистеть не надо, кормили... Оно конечно по простому и не разжиреешь... Труднее всего с куревом было...

+2
ответить

Windespups➦Goodnight01.06.17 22:34

Были среди ребят и "комбайны", из семейных династий хлопкоробов. Те и по 100 кг в день нахрячивали. А в те молодые годы теплые вечера были наполнены своей романтикой. Дискотеки были со стробоскопами, чай и масло сливочное студентам бесплатно. Да и людей в группе узнаешь, Как говорится, в легкие и тяжелые времена. Как бы там ни было, рады мы все-таки были, когда студентов с этой обязаловки сняли.

+4
ответить

Stepler01.06.17 19:13

Даа, ужос! А на другом полюсе бескрайнего СССР, в Эстонии, школьнику класса с 7 можно было летом придти утром в управу колхоза, получить разнарядку на работы и сено посгребать на поле в стожки на просушку, каждый стожок что-то стоит. Вечером расчет. В день в среднем 10 рэ(начало 70-ых). Дружина старшеклассников- это песня. Увозят в колхоз, 2 с небольшим месяца работы, еда супер, спартакиады, экскурсии, красивая форма, за сезон в 8 классе заработал на магнитофон. И это после вычетов за форму, еду. Почему так? Мозги другие? Коммунизма хлебнули меньше?

+3
ответить

AleM ➦Stepler01.06.17 23:29

С нас вычитали стоимость двух килограмм винограда в день, типа мы же его съели, пока собирали. Но фактически ели его день-два, пока приехали на виноградник, потом набивали оскомину и виноградом только мыли руки. Мыли над ковшом, в который таскали виноград вёдрами, чтобы не пропадал зазря :-) Когда машина запаздывала и ковши начинали переполнятся, кто-нибудь в резиновых сапогах залезал в ковш и утрамбовывал виноград, чтобы больше поместилось.

+1
ответить

Мимоходом походя➦Stepler14.06.17 11:03

Просто развитие общества дальше ушло. Это как искать геев в Чечне. Почему в Чечне, а не в саудовской Аравии? Да потому, что Чечня в развитии общества ушла дальше, женщин уже камнями не побивают, да и геи чеченские теоретически возможны, в отличие от геев саудовских. То же и с уборкой урожая в Эстонии. А коммунизм тут ни пр чем - в средней Азии он один, а в Эстонии - другой. А в кампучии - третий. И капитализм во всех этих странах ничем не лучше коммунизма - только с поправкой на общественное развитие.

+-1
ответить

Edelgul01.06.17 13:35

Ну это Узбекистан, и такая уборка хлопка там до сих пор.

+2
ответить

tabutask01.06.17 13:05

Всё так и было, механик не врет! Узбеки жрали дикобразов, мы тут, в средней полосе, жрали ежей (кстати недавно доели последних, украинцы в курсе).

+0
ответить

prodvid01.06.17 12:10

У кого были деньги и не хотел работать покупал хлопок у комбайнеров.

+2
ответить

theABC01.06.17 11:57

На сбор хлопка - как на праздник! Поясняю: в рабочее время садимся в автобус, весело едем, весело (до обеда) собираем. Очень весело обедаем (еда из дома+алкоголь из ближнего сельпо). После обеда - отдых на свежем воздухе в ожидании отправки назад.
Примечание 1. Для выполнения нормы (по весу) использовались подтасовки в виде комочков почвы и намачивания собранной массы (даже и биологической жидкостью).
Примечание 2. Качество свежего воздуха довольно сомнительное, т.к. будущий урожай щедро обрабатывался химикатами.

В конце страды имеем "Получи страна 5000000 тонн белого золота!"

+2
ответить

prodvid01.06.17 11:34

Во первых на хлопке кормили.
Во вторых деньги за хлопок детям (или их родителям) платили.
В третьих прибыльность очень спорная. Нужно организовывать колонны с автотранспортом для доставки детей, нужно их кормить, размещать, обеспечивать безопасность и еще много чего.
Когда я ездил на хлопок в университете это было уже в воспитательных целях, всего на три недели.
Кстати сейчас в Узбекистане вывозят намного больше, кроме того есть разнарядки для вывоза людей для всех коммерческих и государственных предприятий, за их счет конечно.
А вообще конечно эта практика порочна со всех сторон.

+3
ответить

theABC➦prodvid01.06.17 12:15

1 - нас нет.
2 - с чего это?
3 +.

+2
ответить

theABC➦theABC01.06.17 12:16

на трассах гаишники тормозили, вручали фартук для сбора и пока 5 кг в соседнем поле не соберешь, дальше не поедешь.

+2
ответить

tabutask01.06.17 10:48

И один из них, механик
Рассказал, сбежав от нянек,
Что бермудский многогранник -
Незакрытый пуп Земли!

+1
ответить

Tano123401.06.17 10:38

Школьникам за работу может и не платили, а вот школам платили.
А школьники тащили с полей кто сколько может (как и все в СССР впрочем). Я помню как мы с братом за 2 недели работы в полях вынесли капусты
на засолку 100 литровой бочки и моркови потом всей семье до конца зимы хватило.
А потом в институте картошку мешками тащили, которая все равно сгнила, так как в общаге хранить ее было негде.

+7
ответить

mitosSmitos 01.06.17 10:11

Мы с классом и в середине 90х картошку убирать ездили. Школа организовывала.
Помню, как я мелкий с такой поездки гордо ведро картошки домой волок. :)

+4
ответить

irida01.06.17 10:11

...Каждому есть что рассказать и смешного и грустного.

Вот в этом всё и дело. То есть в великом и могучем СССР, по твёрдому убеждению автора, было только смешное и грустное. А ничего хорошего не было. Не было ни бесплатных квартир, ни бесплатного образования, ни бесплатной медицины, ни за смешную плату путёвок в пионерские лагеря, дома отдыха и санатории. Не было ни бесплатных кружков, ни бесплатных секций, ни всеобщей занятости. Ничего этого не было. А если и было, то какое-то не такое, стандартам не соответствующее. Ну про ядерный щит там, про армию, про освоение космоса вообще даже и упоминать не стоит. Потому что самое главное в том что НЕ БЫЛО ТУАЛЕТНОЙ БУМАГИ!!! Вот это, граждане, вообще полярная лисичка доложу я вам!

+-1
ответить

mitosSmitos ➦irida01.06.17 10:13

Больше всего в СССР было бесплатной работы

+8
ответить

odek➦mitosSmitos01.06.17 18:40

Самая точная характеристика.

+1
ответить

МаНАС➦mitosSmitos01.06.17 22:05

Ашипку. Больше всего в СССР было ИБД( кто в курсе, тот поймёт), за которую платили. По ставке.

+1
ответить

Эдиссон ★★01.06.17 09:40

Верю! Так все и было, мне знакомый узбек рассказывал. С 1-го класса всех школьников вывозили на "белое золото", правда, говорит, кормили. Правда не очень. Чай и пресная лепешка три раза в день. По дикобразов не рассказывал, но каких-то грызунов ели, он их табарганами называл, из рогаток стреляли и ели.
Хорошая история, пиши еще.

+9
ответить

Грол01.06.17 09:32

Бывал в Узбекистане в годы детства и отрочества. От ровесников слышал рассказы про уборку хлопка. У них это называлось " ехать на пахту". Почти все как в истории. Но их всё же кормили. Худо-бедно, но кормили.
И про дикобразов похоже приврал механик.

+1
ответить

MarikaB➦Грол01.06.17 10:44

Дык это можно проверить - посмотреть, как в Узбекии с хлопком нынче поступают. Не думяю, что за 40-50 лет там что-то поменялось.
Про свой опыт на картошке могу добавить, что жутко завидовал работавшим рядом с нами отрядам ЛОТОС (специфика Латвии, Летний Отряд Труда и Отдыха Старшеклассников от ВЛКСМ) - тем и формы красивые пошили, кормили от пуза, да еще и денежку за труд платили. А нам нихрена из этого не доставалось.

+10
ответить

theABC➦Грол01.06.17 11:58

да были там дикобразы. Но мало и не везде.

+2
ответить

Мимоходом походя➦MarikaB14.06.17 12:37

А нам доставалось. Правда, все пропивалось - во всех деревенских магазинах была выпить вся водка, потрвейн, коньяк и даже ром гавана-клаб.

+0
ответить

Янги➦Грол19.06.17 13:46

" ехать на пахту".
Пахта - в переводе хлопок.
На хлопок посылали с восьмого класса на прополку, с девятого, училищь, студентов - на уборку.
Уборка после хдлопкоуборочных комбайнов. Коробочки созревают не равномерно.
Ручной сбор ценится выше - не рвутся волокна
Норма была 60 кг в день
НОрму мало кто выполнял. Лишь бы еду перекрыть.
Но было весело. Где ещё собиралось столько молодежи обновремено.

+0
ответить

Общий рейтинг комментаторов
Рейтинг стоп-листов

Рейтинг@Mail.ru