О современной литературе.
В качестве преамбулы расскажу немного о себе – не хвастовства ради, а в
целях конкретизации деталей возникшей проблемы. Итак, в общем-то неглуп
(школьная медалька из псевдодрагметалла и пролетарский цвет дипломной
ксивы тому подтверждение), с литературой всегда дружил, хрестоматийные
шедевры проштудировал практически в полном боекомплекте: от львов
николаичей и Федор михалычей до декадентов и соцреалистов. Причем иногда
и не без удовольствия. Однако ж, чего греха таить, в последние лет 5,
т.е. в начальный, а потому, наиболее тяжелый период профессиональной
деятельности в означенном плане у меня наметилась ощутимая брешь,
наличие которой иначе как постыдным фактом биографии в будущих мемуарах
и не назовешь. Общение с актуальной печатной продукцией ограничилось
лишь «периодикой» (от «Коммерсант дейли» и «Эксперта» до
«Экспресс-газеты» и «Men’s Health»), а также, опять же к стыду своему
признаюсь, низкопробной беллетристикой из разряда pocket book,
употребляемой, правда, исключительно перед сном как антифриз для
задубевших от дневных перегрузок внутречерепных полушарий. В общем,
мягко говоря, не густо. И вот вознамерился я, ничтоже сумнящеся, сии
безобразия прекратить и книгопечатную справедливость, соответствующую
фактическим и заложенным в перспективу значениям собственного IQ,
восстановить. С чего ж начать? Конечно же, с изучения нонешнего книжного
рынка столицы, литературного мейнстрима, так сказать. Просматриваю
рейтинги «Москвы», «Библио-глобуса», «Мира книги» - везде в первых
строках стоят фамилии тов. Коэльо, Мураками и еще там кого-то. Что-то о
них слышал, но значения, сами понимаете, не придавал. Теперь решил
наверстать упущенное и начать с главного хита, особенно цитируемого в
вышеперечисленных рейтингах: «Алхимика» П. Коэльо, тем более, брошюрка
сия оказалась в наличии у одного моего знакомого, так что и бегать по
прилавкам, чего я крайне не люблю, не пришлось. Первые же страницы этого
чтива повергли меня сначала в изумление, потом в досаду, переходящую в
уныние с дальнейшими предпосылками к возникновению комплекса
неполноценности. Эту книжицу детского формата, детской толщины,
написанную детским шрифтом, я читал месяца полтора. По прочтении могу
охарактеризовать это сверхпопулярное произведение как бред
несовершеннолетнего наркомана, которого строгая мама заставила
рассказывать колыбельную сказку младшему братишке на самом пике
абстинентного синдрома. Вот он и перестарался, бедолага. Язык
повествования – примитив полнейший, по-моему, в «раскладушке» про Машу и
медведей литературной изысканности и гармоничности изложения куда
больше. Про сюжет и говорить не хочется. Все читанные ранее мною pocketы
с их «зона-разборка-киллеры» и прочей дебилизной – просто рафаэлевские
подлинники рядом с репродукцией из школьного учебника за 6-й класс.
Кто-то мне сказал, что, дескать, великий смысл заложен в сем
произведении, великая философская идея. На спор: найду с десяток таких
глобальных концепций, начиная от идеи всеобщего благоденствия и
заканчивая подтверждением теории схоластического экзистенциализма в
монументальнейших произведениях типа «Необычайных приключений Кубарика и
Томатика» или «Каникул в Простоквашино».
Сначала, повторюсь, я действительно приуныл: неужели я оказался таким
тупицей, что не осилил даже «метрошное» чтиво продвинутых студентов?
Желание более детально изучать прочих номинантов и лауреатов книжных
«топов» исчезло напрочь. А потом решил: а не пошло ли оно все к таким-то
родственникам! Всякие там латиносы «коксухи» своей как «навмазюкаются»,
да как начнут, не отходя от плантации, кумарозами и передозами своими
бумагу марать, втирать всему прогрессивному человечеству свое, через
обгашенные вусмерть мозги, видение мироздания; а человечество
вышеозначенное всю эту тюрю блевотную схавает, не поморщится, да еще и
добавки попросит. ОБНОНа на них нет, а то корпели бы сейчас, как и все
наркоши, на «кичах» да на «принудиловках». И хорьки они все позорные,
эти латиносистые и косоглазые псевдогении, супротив нашего Федор
Михалыча. Об того тоже немало мозгов (особливо, школьных) разбилось
всмятку, немало извилин струнами распрямлялось – а все ж, поди,
классика: язык, сюжетные линии, отображение реальности, психология
героев. …В общем, вернул я книжицу приятелю, поблагодарил сдержанно, а
по пути назад заглянул в газетный киоск. А там – «Экспресс-газета» и
что-то про Филю, Аллу, Галкина и, по-моему, даже Борю Моисеева. Ну что
ж, возьму, почитаю на досуге. Не Достоевский, конечно, но все ж куда
роднее, понятнее, а потому и полезнее для души. А «Войну и мир» с
«Бесами» я еще перечитаю. И не раз.