Предупреждение: у нас есть цензура и предварительный отбор публикуемых материалов. Анекдоты здесь бывают... какие угодно. Если вам это не нравится, пожалуйста, покиньте сайт. 18+

История №960757

«Дикий» лейтенант: главный кумир Фиделя Кастро и Че Гевары

В 1963 году в испаноязычных газетах было опубликовано интервью лидера кубинской революции, а за одно и одного из самых известных людей нашего времени Фиделя Кастро. Среди многих довольно традиционных и привычных вопросов выделился один: «Кого из героев Второй мировой войны вы могли бы назвать своим кумиром?». Видимо журналисты хотели услышать имя кого-то известного, но команданте не был так прост.

Будучи человеком образованным, он, как и легендарный Че Гевара, питал огромную страсть к книгам. Однажды в его руки попалась повесть Александра Бека «Волоколамское шоссе» о подвиге 8-й гвардейской Панфиловской дивизии. Одним из главных героев книги является теперь мало кому известный советский офицер из Казахстана Бауржан Момыш-улы, его-то он и назвал своим героем. Но чем же прославился этот герой героев?

Статный и красивый молодой офицер пошёл служить в РККА ещё за несколько лет до Великой Отечественной. За это время он успел отучиться на офицера-артиллериста, принял участие в боях на Дальнем Востоке с японской армией, участвовал в походе в Бессарабию. После отправился служить в Алма-Ату, где его и застала война.

Осенью 1941 года он попросился на фронт добровольцем, как раз в это время в городе формировалась 316-стрелковая дивизия. Уже на этапе создания предполагалось, что это подразделение будет одним из самых боеспособных – в него направляли взрослых мужчин, имевших представление о войне, все они были добровольцами. В части Момыш-улы назначили командиром батальона.

Первое же назначение дивизии грозило стать последним – воинскую часть отправили на защиту подступов к Москве. Командование понимало, что наступающие части вермахта просто сметут 316-ю, но необходимо было удерживать столицу до подхода дальневосточных армий. Дело осложнялось тем, что советское командование буквально запрещало изучение в армии оборонительных концепций, предполагалось, что Красная Армия должна побеждать наступательными операциями на чужой земле. За иную точку зрения можно было лишиться своей должности.

Но Иван Васильевич Панфилов, которому и довелось командовать 316-й дивизией, пошёл на хитрость. Он разработал тактику ведения спиральных боевых действий. По его мнению, при условии численно превосходящего врага, действовать привычными методами было самоубийством. Так, его дивизии пришлось держать фронт протяжённостью более 40 километров, хотя по всем нормативам военного времени оборонять они могли лишь 12 километров. В такой ситуации любой концентрированный удар врага прорвал бы оборону. И тогда Панфилов предложил действовать следующим образом.

Подразделению не нужно было устраивать целый оборонительный фронт. Вместо этого нужно было наносить удар по движущейся вражеской колонне, и, после непродолжительного боя, уходить в сторону от наступающего врага. Попутно за отступающей дивизией организовывались небольшие засады и очаги сопротивления, которые заманивали врага в сторону отступающих, попутно задерживая. После того, как враг растягивался, дивизия резко меняла направление и вновь возвращалась для удара по основным силам. Такие беспокоящие удары сильно растягивали силы врага, что сильно замедляло его продвижение. В итоге дивизия не только выжила, вопреки всем прогнозам, но и сделала эта героически, за что была переименована в 8-ю гвардейскую Панфиловскую.

Примечательно, что Панфилов разработал лишь теорию, но лучше всех в жизнь воплотил её именно комбат Момыш-улы. Вступив в бой в середине октября 1941 года командиром батальона, в ноябре он уже возглавил полк, хотя так и оставался «старлеем». О значимости его заслуг можно судить по тому, что оборонительная теория Панфилова была названа «спиралью Момышулы»

Генерал-полковник Эрих Гёпнер командовал 4-й танковой группой, и именно ему довелось столкнуться с тактикой молодого казаха. Во время наступления он напишет в своих донесениях Гитлеру: «Дикая дивизия, воюющая в нарушение всех уставов и правил ведения боя, солдаты которой не сдаются в плен, чрезвычайно фанатичны и не боятся смерти».

Единственной дикостью интернациональной добровольческой дивизии было лишь то, что они не были знакомы с германскими планами. Вместо того, чтобы героически гибнуть под гусеницами германских танковых армад, полк Момыш-улы выбрал жизнь и победу.

О тактике «дикого» казаха можно судить по нескольким эпизодам. В первый же свой день на фронте лейтенант предложил командиру полка создать отряд из ста добровольцев и совершить с ними ночную вылазку. С собой он взял только самых опытных и ночью подобрался к одной из деревень, занятых врагом. Меньше чем за час боя было уничтожено три сотни врагов.

Под Демьянском полку старшего лейтенанта довелось встретиться с дивизией СС «Мёртвая голова». Здесь ему вновь предстояло сразиться с численно превосходящим врагом. Целью он выбрал шесть посёлков, занятых врагом. Двадцать отрядов, на которые разделился полк, под покровом ночи попеременно атаковали сразу все цели. Как только враг организовывал обороны, отряд отступал, а через несколько минут уже другое отделение атаковало деревню с другой стороны. И такой ад творился на всех шести направлениях несколько часов. Прославленная дивизия с громким названием держалась как могла, но была уверена, что сдерживает главное наступление советской армии. Они и не предполагали, что ведут бой с одним потрепанным полком. За ночь потери бойцов Момыш-улы составили 157 бойцов, дивизия СС недосчиталась 1200 солдат.

Как мы видим, старлей придерживался тактики Александра Суворова – всегда удерживать инициативу в наступлении. Однако приходилось учитывать и современные реалии. Панфиловцы не могли дать одно генеральное сражение. После того, как они разбивали одну немецкую часть, на них накидывалось несколько других. Момыш-улы неоднократно оказывался в окружении, но каждый раз прорывался, сохраняя при этом свой батальон, полк и дивизию в полной боевой готовности.

Начал свой легендарный путь 30-летний лейтенант в октябре 1941 комбатом, спустя месяц уже командовал полком, в феврале возглавил свою родную дивизию, при этом так и оставался старшим лейтенантом. Лишь спустя несколько месяцев ему одно за одним присвоили внеочередные звания вплоть до полковника. Тогда же его выдвинули к званию Героя СССР, но последовал отказ.

На задержки с наградами влиял его своеобразный характер. Сослуживцы характеризовали его весёлым, жизнерадостным человеком, который всегда говорил правду. Это и стало причиной многих трений с начальством.

Это стало причиной довольно комичной ситуации, в будущем. По рассказам падчерицы Момыш-улы, её приёмный отец редко пользовался своими связями и влиянием, но очень любил читать про себя в газетах. Он узнал, как высоко оценили его подвиги Фидель Кастро и Че Гевара и незамедлительно отправил им приглашение в гости. Кубинские гости, во время визита в СССР сразу заявили, что хотели бы встретиться с легендарным «диким» казахом.

Власти приступили к организации встречи. Но тут была одна загвоздка – многоквартирный дом, где проживал легендарный панфиловец, был в ужасном состоянии. Местные власти тут же предложили семье переехать в новую квартиру, но Момыш-улы наотрез отказался. Он заявил, что ему не стыдно принимать гостей в таком доме, а если кому стыдно за его жильё, то пусть с этим и живёт.

После долгих переговоров все стороны пришли к компромиссу – дом героя отремонтировали, а он на время ремонта поселился с семьёй в гостинице. В гости к командиру приехала целая делегация, оказалось что Кастро практически не расставался с книгами Момыш-улы, но обсудить все темы за один короткий визит было невозможно, поэтому героя войны пригласили с ответным визитом на Кубу. В 1963 году это приглашение удалось осуществить.

Встречу казахской легенды можно было сравнить разве что с празднованиями в честь Юрия Гагарина. Кубинцы рассчитывали, что их кумир в течении месяца будет проводить лекции по ведению войны, но Момыш-улы отказался, сказав что управится в 10 дней, но задерживаться не может – его ждут курсанты. Герой вёл в военном училище курсы «выход из окружения без потерь» и «ведение ночных боёв в наступлении».

Скончался Бауыржан Момыш-улы в 1982 году в возрасте 71 года. Звание Героя ему присвоили лишь в 1990 году.
+1678
Проголосовало за – 1864, против – 186
Статистика голосований по странам
Чтобы оставить комментарии, необходимо авторизоваться. За оскорбления и спам - бан.
57 комментариев, показывать
сначала новые

Tarvas20.08.18 21:17

Ну ну

+0
ответить

straik➦Tarvas28.01.19 21:49

ну и ну

+0
ответить

НМ ★★24.07.18 22:11

Еще одну юную деву 23 лет от роду спросил, знает ли она, кто такой Фидель. Высшее образование, прекрасный английский.
Получил ответ: "Это мафиози какой-то американский".
Так что это только для пенсионеров Фидель - "один из самых известных людей нашего времени"...

+1
ответить

chltau24.07.18 02:12

Как будто "Караван истории" читаешь. Я преклоняю колени перед этими воинами. Но где ржака-обоссака?

+-4
ответить

LA style23.07.18 08:24

Бурление говн детектед.

+-1
ответить

Chicago95 23.07.18 02:46

Всё таки Газета «Правда» была лучше электронной агитки. Ею хотя бы задницу модна было вытереть!

+4
ответить

RubinGTX23.07.18 02:06

Не знаю насчёт спиралей, но всегда думал что Кастро и особенно Чё Гевара были психопатами и убийцами, а оказалось они были книголюбами и великими военными стратегами.

+4
ответить

RangerPCW ➦RubinGTX23.07.18 15:50

Че был доктором и весьма образованным человеком из очень приличной семьи.

+3
ответить

RubinGTX➦RangerPCW23.07.18 18:51

Менгеле тоже был доктором из очень приличной семьи.

+4
ответить

Tarvas➦RubinGTX20.08.18 21:17

про Геббельса можно и не вспоминать Доктор философии

+2
ответить

Слава Зайцев➦Tarvas23.07.19 06:28

«Польза философии не доказана, а вред от неё возможен» Ширинского-Шихматова

+1
ответить

Слава Зайцев➦RubinGTX23.07.19 06:31

Сдается мне, что Вы нам из страны-оплота демократии пишете? )

+1
ответить

Максим Камерер ★★★★★22.07.18 21:03

А были ли петля и спираль? В боях за Волоколамск бои шли вдоль дороги, с которой панфиловцев сбивали, они правда отходили километров на 10 и их снова сбивали. Действительно не получилось прорыва с налета. Но там было узкое дефиле на котором потеряли практически всю приданную артиллерию (во многом из-за того, что с ней не было налажено взаимодействие и артиллеристам приходилось сражаться без пехотного прикрытия). Когда немцы полностью развернулись под Волоколамском они моментально вынесли 316 сд из города. Их дальнейшее наступление остановилось скорее из-за погодных условий (под Скирманово вообще была грязь непролазная), а не петель и спиралей.

В отчетах вышестоящих начальников о какой то особой тактике не упоминается.

Потом последовало стояние в ожидании нового удара, который случился 16 ноября. И опять никакой особой тактики не наблюдается. Немцы идут на север а 316 сд (8 гсд) откатывается на восток в сторону Истры уходя из-под флангового удара от Скирманово и от Солнечногорска. К этому времени уже без Панфилова. Где тут особая тактика?»

+8
ответить

Алексей 18 22.07.18 16:16

Вот здесь красиво про Фиделя, че спорить то - наслаждайтесь!

+0
ответить

Алексей 18 ➦Алексей 1822.07.18 16:17

Мимо.
Вот теперь вставил)
https://www.youtube.com/watch?v=Y4RgmCr0LYg

+0
ответить

papa322.07.18 14:52

Поставил плюс, несмотря на клюкву вроде "советское командование буквально запрещало изучение в армии оборонительных концепций". Откуда этот бред берется? Достаточно открыть Полевой Устав 1939 г, раздел "Оборона".

+11
ответить

mathematicus ➦papa322.07.18 21:26

Чукчи - не читатели.

+2
ответить

Chicago95 22.07.18 14:44

Жаль мало они врагов покрошили! Всего 1200. На 157 наших. Вот почему не 12000??? Кстати, а сколько погибло советских воинов за годы ВОВ?

+-4
ответить

irbis123➦Chicago9522.07.18 16:40

К маю 1945 г. численность Советской Армии составляла 11 млн. Таким образом, убыло 23 млн. (напомним, что всего призвано армию за 1941-45 гг. было 34 млн.) . Численность немецкой армии (опять же, только немецкой, без союзников) , капитулировавшей в мае 1945 г. , составляла около 4 млн. человек. Таким образом, в немецкой армии убыло около 17 млн. военнослужащих (из 21 млн. призванных) и, если считать соотношение потерь по этому показателю, то у нас они больше, чем у немцев в 1,3-1,4 раза. Т. е. мы в итоге выходим на примерное соотношение, на котором сейчас сходится большинство исследователей, и которое было названо в самом начале.

+1
ответить

Michael Ashnin ★★★➦Chicago9522.07.18 17:23

Тебя, подпиндосник, забыли спросить!!
К обсуждению этой темы допускаются только истинные патриоты со специальным удостоверением об окончании курсов Гидротерапии Коры Головного Мозгв промывными водами с Валдайской возвышенности, чистыми как слёзы эльфов!!
Не лезь со своими грязными лапами предателя родины в святую и единственную правду о войне, согласованную сам знаешь с кем!

+1
ответить

Chicago95 ➦irbis12323.07.18 02:29

Откуда дровишки? Тётя Вика подсказала? А вот те данные с 2014 года. 6700 тыс чел. Это 5 млн дорастили или как?
http://zavtra.ru/blogs/1945-god. За четыре года?
Так есть какие-то реальные цифры? Пусть не до человека, не до сотни, не до тысячи. Но, блять, не до 5 млн!!!

+5
ответить

robin122.07.18 14:26

Крутой мужик был, умный и очень свирепый! На горе врагам

+-1
ответить

mathematicus 22.07.18 12:50

Единственное, с чем я не вполне согласен, это с описанием роли Панфилова в разработке спиральной тактики. Ее ни в коем случае нельзя свести к разработке теории.

+4
ответить

Michael Ashnin ★★★➦mathematicus22.07.18 17:29

Единственное, с чем я совсем не согласен— обсуждать этого очевидно героического человека, солдата ВОВ, рядом с рядовыми кровавыми ублюдками типа Фиделя и Че.
Ничего поэтического в этих бородачах нет, печально знакомые диагнозы массовых тоталитарных злодеев.
Карибский Гулаг отличается от советского очень немногим — климатом.

+6
ответить

Tkash➦Michael Ashnin22.07.18 21:13

Ты имеешь ввиду Гуантанамо?

+-1
ответить

Michael Ashnin ★★★➦Tkash23.07.18 00:58

Да.
Именно там годами шли внесудебные расстрелы, именно там ублюдочный доктор Че Гевара лично убивал крестьянских детей....
Но пассран на них на всех!
А тебе — Сирано.
Де Бержерак.

+2
ответить

RubinGTX➦Michael Ashnin23.07.18 01:57

+1

+0
ответить

Michael Ashnin ★★★➦RubinGTX23.07.18 03:06

At your service!!

+-1
ответить

НМ ★★22.07.18 12:27

"одного из самых известных людей нашего времени Фиделя Кастро" - блажен, кто верует...
Если пенсионеры еще что-то о нем помнят, то...
Спросите, кто такой Фидель Кастро, у 18-20 летних, и результат, я думаю, Вас удивит.

+0
ответить

Чатланин➦НМ22.07.18 12:33

Ты еще спроси у 3-5 летних.
Такое чувство, что ты ведешь курсы "Подтасовка фактов как главная часть ведения диалога".

+11
ответить

НМ ★★➦Чатланин22.07.18 13:39

А Вы, видимо, автор учебника по патриотическрму слезовыжимательству?
https://www.youtube.com/watch?v=6gU0VCmrFIQ
Это, блин, какой год? 1962 или 1964? Я (уже почти пенсионер) с трудом вспоминаю что-то там про Кубу, братьев Кастров, и кого там еще. Еще вспомни Маленкова, Гомулку какого-нибудь, Ярузельского, Цеденбала, Патриса Лумумбу...
Вы вот помните (без интернета), как зовут нынешнего начальника на Кубе?

+1
ответить

НМ ★★➦Чатланин22.07.18 15:13

Вот прошлогодний опрос "Левада-центра" насчет великих людей:
Сталин, Путин, Пушкин... Двадцатку замыкает Горби, а никакого Кастро не наблюдается.
https://regnum.ru/news/society/2292761.html
Опрашивали точно не только 18-летних, те Горби вообще не вспомнли бы.
Что и подтверждает мою мысль, что Кастро у нас сейчас помнят только единицы в возрасте хорошо за 40.

+0
ответить

Дядя Дися ➦НМ22.07.18 15:20

А что, разве не Рауль Кастро ?

+3
ответить

Двойные стандарты➦НМ22.07.18 15:36

А вот и мы ))) Сегодня мы в голове у ХМ. Пишем из куч говна, уж извините, слэнг соответствующий.

"одного из самых известных людей нашего времени Фиделя Кастро" - сами-же написали. А список подсовываете другооой.
Списочек-то не про известнейших людей.
По вашей логике, ХМ, никто и Медведева не знает, ведь его нет в этом списке.

То, что никто из окружающива Вас отрепья ни один не знает Кастро, ни обязательна сообщать читателям, ведь они думали до этого, что Вы - абразованый чилавек, а не один из тех отщепенцев, которыми управляет зависть к великой России.

+-2
ответить

irida➦Двойные стандарты22.07.18 16:11

Гм-м-м, а почему только сегодня? У меня сложилось впечатление, что у вас там постоянная прописка...

+-3
ответить

Дядя Дися ➦Michael Ashnin22.07.18 17:22

Оппаньки !
Сменили .

Это я потому не знал, что телевизор не смотрю ...)

+1
ответить

Дядя Дися ➦НМ22.07.18 17:45

елки, мистер !
хотел обозвать вас грубо за неуважение к молодежи.
повременил, позвонил младшей дочери (24 года, ЕГЭ), спросил, что она знает о Фиделе Кастро.
ответ "ну ... эта ... он был ... деятелем каким-то"
позвонил старшей (31 год, кандидат наук)
ответ: "революцию устроил, на Кубе был руководителем, недавно умер"
я: "а кто такой ЧЕ Гевара?"
ответ : "тоже революционер, но ему не повезло, вроде где-то в Панаме".
так что, обзывать вас я не буду, я просто в шоке (((

угадаете с трех раз, кем мои девки работают ?

+2
ответить

Michael Ashnin ★★★➦НМ22.07.18 17:48

Ты забыл Анджелу Дэвис?!?!
Как ты мог!!

+5
ответить

Alexander_A ➦Michael Ashnin22.07.18 18:45

Кто носит брюки фирмы Левис,
Тот будет спать с Анджелой Девис.

+1
ответить

НМ ★★➦Дядя Дися22.07.18 19:13

"Называйте меня гражданин, то бишь, ситуайен" (С)
Семнадцатилетняя дочка моих знакомых (двух врачей), 10 класс гуманитарного лицея, сказала, что "Фидель - это революционер, кажется с Кубы". Из десятка опрошенных мной ранее студентов (20-21 год) что-то про Кастро знали, кажется, двое.
Не такой уж я и "очернитель", как думает ряд записных патриотов с этого сайта.

+3
ответить

Дядя Дися ➦НМ22.07.18 19:53

Гражданин "очернитель", так ты и не угадал, кем мои дочки работают )))

+1
ответить

НМ ★★➦Дядя Дися22.07.18 20:29

Ну, староват я для угадайки-то... Ну уж чтобы Вас потешить - журналюги? Или историки?

+1
ответить

Pivo Vodkin ➦НМ22.07.18 21:17

Не помню. Видимо, нынешний начальник - далеко не Фидель, и даже не слабое подобие Фиделя...
Константина Устиновича Черненко тоже мало кто из молодёжи вспомнит, а вот Брежнев и Горбачёв - в памяти (хорошей ли, плохой ли) людской закрепились.

+2
ответить

Дядя Дися ➦НМ22.07.18 21:24

учительницы, мать их...

+0
ответить

Pivo Vodkin ➦НМ22.07.18 21:25

Вспоминают-то, в первую очередь, тех, кто оказал влияние на жизнь именно самого опрашиваемого, во вторую - тех, кто на слуху и в телеящике каждый день. Наверняка в первой двадцатке не только Кастро не было, но и Карла Великого, и Юлия Цезаря, и Колумба с Магелланом, а также прочих Коперников с Галилеями - эти персонажи тоже мелочь пузатая? Вот я уверен, всех мною перечисленных в опросе обогнала Ксюша Собчак. Угадал?

+2
ответить

Chicago95 ➦Дядя Дися23.07.18 02:42

Дядя, отвяжись от НМ. Он человек серьёзный, хуйни не несёт, как некоторые

+1
ответить

Арсений ➦Alexander_A23.07.18 03:38

Не носите джинсы Левис -
В них ебли Анжелу Дэвис!
А носите джинсы Ли,
В них Анжелу не ебли.

Так-то, товарищ, классику надо цитировать правильно, раз уж берешься.

+3
ответить

Michael Ashnin ★★★➦Дядя Дися23.07.18 04:01

Рауль не совсем ушёл, силовиками он руководит...

+2
ответить

НМ ★★➦Pivo Vodkin23.07.18 07:15

Я там ссылочку привел, зачем изощрять недюжинную фантазию про какую-то Ксению Собчак, если можно посмотреть самому и увидеть Наполеона, Гагарина, Эйнштейна и Менделеева? Карла и Юлия не было, это точно. Меня просто поразило, что еще существуют в России люди, всерьез "на этом году революции" (С) считающие Фиделя прямо вот великим человеком...
Мне это так же странно, как видеть в этом Левадовском списке "великих" Наполеона...

+0
ответить

Pivo Vodkin ➦НМ23.07.18 08:10

Ну дык вот и подтверждение моих слов! Про Наполеона, Гагарина, эйнштейна и Менделеева дуроскоп вспоминает чаще, чем про озвученные мной 6 имён, вот и результаты опроса.

+1
ответить

RangerPCW ➦НМ23.07.18 15:57

Еще у них можно спросить куда впадает Волга. Результат Вас удивит. Впрочем, он будет точно таким же, как 20 лет назад, когда опрашивали сегодняшних 38-40 летних.

+0
ответить

Вадим22.07.18 12:20

Вообще-то "Волоколамское шоссе" в СССР читали все культурные люди, а те кто хоть немного интересовался историей еще и книгу самого Момыш-улы прочитали, так что убогонький пересказик на полстранички вряд ли что добавит, а открытием нового станет разве что для жертв ЕГЭ.

+3
ответить

Март ★★➦Вадим22.07.18 16:53

Шли добровольцы Подмосковья,
Шли горняки и слесаря
Туда, где порохом и кровью
Обозначала путь заря –

Шоссе хранило след летучий,
Вело в бессмертие оно.
И бомбы падали сквозь тучи,
Не попадая в полотно.

Шоссе, трубя победным рогом,
Спешило обогнать молву
И не хотело стать дорогой
В заиндевевшую Москву.

Натянутое до предела,
Во всей стремительной красе
На запад
от Москвы
летело
Волоколамское шоссе.

+2
ответить

abant22.07.18 11:43

>>Oldmen
Падение образовательного уровня населения и, как следствие, интеллектуального обсуждается всё более открыто. Надеюсь, что чем больше будет таких комментариев, тем очевидней для всех будет глубина проблемы.

+3
ответить

R0ViAn22.07.18 11:18

Первое, для жертв ЕГЭ и Oldmen лично. Бауржан Момыш- улы помимо того что был талантливым офицером и был так же и талантливым писателем. А его подвиг под Москвой хорошо описан в пьесе " Волоколамское шоссе " , постановки которой широко шли во многих московских театрах и других городов СССР. И второе. Oldmen, а чем вас обидели казахи? Вы неонацист?

+6
ответить

Habir➦R0ViAn22.07.19 17:51

А вы уверены, что пьеса "Волоколамское шоссе" появилась раньше, чем одноимённая книга Александра Бека?

+0
ответить

Общий рейтинг комментаторов
Рейтинг стоп-листов

Рейтинг@Mail.ru