Предупреждение: у нас есть цензура и предварительный отбор публикуемых материалов. Анекдоты здесь бывают... какие угодно. Если вам это не нравится, пожалуйста, покиньте сайт. 18+

История №962231

Трофический каскад или как волки меняют реки

Когда в 1995 году четырнадцать волков были выпущены на волю в Йеллоустоновском Национальном Парке, ученые и не подозревали, что это кардинально изменит всю экосистему парка.
Волков не было в парке 70 лет и все это время там царствовали олени, которые за годы бесконтрольного размножения (все усилия людей по контролю их популяции не приносили успеха) нанесли сильнейший урон местной флоре. Четырнадцать волков, конечно, не смогли слопать всех оленей, но они заставили тех осторожнее выбирать места для пастбищ и избегать некоторых участков парка. На тех местах начала возрождаться растительность. За шесть лет количество деревьев выросло в пять раз. Появились бобры, которые любят кушать деревья и любят строить плотины. В заводях завелись ондатры, утки и рыбы. Волки уменьшили популяцию шакалов, что привело к увеличению количества зайцев и мышей, а те в свою сторону привлекли в парк ястребов, хорьков и лис. В парк пришли медведи, так как они могли доедать волчьи недоедки, плюс в парке увеличилось количество ягод.
Но самое удивительное, волки заставили реки поменять свое поведение. Их русла выпрямились и стабилизировались, уменьшилась эрозия берегов. Случилось это потому, что влияние волков на оленей привело к взрывному росту деревьев и травы по берегам рек, что привело к их укреплению. Поменялась сама география парка, а все благодаря четырнадцати волкам, выпущенным туда менее тридцати лет назад.
+2365
Проголосовало за – 2425, против – 60
Статистика голосований по странам
Статистика голосований пользователей
Чтобы оставить комментарии, необходимо авторизоваться. За оскорбления и спам - бан.
53 комментария, показывать
сначала новые

fedeex 01.08.18 08:26

Прекрасная история, интересная и поучительная. Но! На сайте перестали появляться хорошие СМЕШНЫЕ истории. Может пора уже завести новый раздел для них

+2
ответить

cha01.08.18 02:07

Это им по-настоящему повезло, или же они затратили немало усилий для моделирования этого сценария. Вот почитайте, как в Австралии тоже пытались сумничать и завезли жаб для борьбы с насекомыми, и что из этого вышло:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%96%D0%B0%D0%B1%D0%B0-%D0%B0%D0%B3%D0%B0#%D0%96%D0%B0%D0%B1%D1%8B-%D0%B0%D0%B3%D0%B0_%D0%B2_%D0%90%D0%B2%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B8

+0
ответить

Пахом Стаканыч ➦cha01.08.18 06:29

Туда и собак завезли для борьбы с кроликами, ЕМНИП. Тоже ничего хорошего не вышло. "Я ж тебе говорю - место проклятое" (с).

+0
ответить

Pivo Vodkin 31.07.18 22:22

У Рэя Брэдбери бабочку задавили, и всё поменялось. А тут 14 волков - ни фига не бабочка!

+4
ответить

Armor➦Pivo Vodkin31.07.18 23:07

Я тоже боюсь подумать, чтоб было б, если вместо волков 14 бабочек выпустили бы.

+4
ответить

eva13 31.07.18 18:16

Прочла историю. Потом комменты. Сижу в раздумье: где бы у нас волков выпустить?

+1
ответить

Orbiter➦eva1331.07.18 18:41

в идеале - среди пенсионеров.

+-4
ответить

Gryzun ➦Orbiter31.07.18 22:01

В Правительстве.
У нас в 80-ых годах выпустили в Правительство двух долбоёбов - Горбачёва и Ельцина.

+0
ответить

МБ ★★31.07.18 17:09

Мне понравилось :) красиво написано

+0
ответить

Ящер12 31.07.18 11:06

Восстановить порушенную экосистему? Да это мы быстренько, 5-6 лет, делов то!

+0
ответить

Хренонимус 31.07.18 10:46

Про скорость роста деревьев вы, конечно, загнули. За 6 лет только молодые деревца вырастут 3см диаметром.
А вот с тем, что всходы обгрызаются на раз-два, определенно соглашусь.
Просто временные рамки там не 5-6 лет, а 30-40.

+1
ответить

Kotyana➦Хренонимус31.07.18 12:30

Осинник до 1см и даже более способен за сезон уханькать мою дачу. Устала бороться. А сосенки, которые я посадила шишками 4 года назад уже выше меня.

+10
ответить

Хренонимус ➦Kotyana31.07.18 12:48

Все верно, осина - быстрорастущая порода. За 5 лет - четырехметровое деревце вырастает. Но толщиной те-же 5см. Сосна может добавлять метр роста в активной фазе и около полуметра в год, начиная со второго года (зависит от того, как место понравилось, видел и четырехметровые пятигодичники со сволом в руку толщиной, но там, возможно до чего-то вкусного закопанного в землю добрались). У меня такие-же сосенки 2.5 метра высотой, и толщиной 4см.
А бороться - газонокосилкой и никак иначе, если рядом деревья. Осина, липа, береза, клен от корня главного дерева умеют расти.
Вам, возможно, с черемухой или ясенелистым кленом не приходилось сталкиваться - вот там тяга к жизни. Уронил ветку на землю, она за месяц укореняется. На следующий год не оторвать от земли.

+8
ответить

НафигаМнеНик ➦Хренонимус31.07.18 15:31

За то я сталкивался с облепихой. Когда в погребе за 5 метров от основного дерева, в полной темноте, пробив Советский фундамент (чистый песок со следами запаха перегара от пропитого цемента), с абсолютно белой листвой... В общем как увидел поросль - чуть заикаться не стал.

+12
ответить

Заморыш Джо➦Хренонимус31.07.18 17:55

>>Вам, возможно, с черемухой или ясенелистым кленом не приходилось сталкиваться
С ясенелистным клёном (он же клён американский) я думаю сталкивались все.
Самое мерзкое и самое сорнячное дерево в европейской части России.
На свою голову привезли из Канады.
Вот если в городе возле дома ничего не сажать, то практически наверняка вырастет ясенелистный клён.

+2
ответить

Goettinger➦Заморыш Джо31.07.18 18:04

да ладно, "самое мерзкое"... зато осенью — самое красивое

+2
ответить

Заморыш Джо➦Goettinger31.07.18 20:07

Возможно мы говорим о разных клёнах.
Ясенелистный клён - "сорняк с невысокими декоративными свойствами".
И осенью этот сорняк особой красивостью не выделяется.
Да, и ясенелистный клён на клён совершенно не похож.
У него листья немного похожи на листья ясеня.

+5
ответить

Заморыш Джо➦Goettinger31.07.18 20:11

P.S. Помните известное стихотворение?
"Листья клена падают с ясеня".
Так вот тут всё наоборот.
:D

+1
ответить

sercher73➦Заморыш Джо31.07.18 21:27

Не-не, в стишке все правильно:
С клена падают листья ясеня,
И подумал я: "Ни хуя себе!". :)

+0
ответить

Nadine ➦Хренонимус31.07.18 21:44

Это где так хреново растут деревья? Когда-то бабушка-соседка(в 94-ом), дала нам несколько помидорных кустиков, у неё самые хреновые остались, мы, чтоб не обижать её, пихнули в землю, где перед этим жгли палки, ветки. Сорт Волгоградский. Выросли двухметровые, с почти деревянными стволами около 3 см в диаметре... За несколько месяцев... А вы говорите, дерево... Кстати, на следующий год не дождались от бабушки кустиков... У неё выросли обычные.

+0
ответить

Хренонимус ➦Nadine31.07.18 21:59

Да как ты везде - однолетние на то и однолетние, чтобы вырасти и помереть в том же году. Из супер быстро растущих в нашем умеренном климате.
- клен ясенелистный (сволочь). У него в первый год побег два метра как с куста :D Выглядит как камыш и толщина с три пальца, правда, но два+ метра.
- лоза. В первый год смело вырастает за 3 метра. Эту на щепу стригут.

остальные в первые два года растят корневую, а уже потом начинают. Саженец сосны в первый год - 20см (как вверх, так и вниз). Второй год - 50см и все еще стебелек без веток. На третий год пойдут боковые веточки и что-то начнет двигаться вперед :)

Дерево медленно растет, но и весит поболе томатного кустика :)

+2
ответить

Хренонимус ➦Заморыш Джо31.07.18 22:02

Он еще и ломкий, валкий и почву травит семенами (чтобы другие не всходили). Там где дерево упало на следующий год аллея вырастает из веток.
А...плюсы - горит хорошо. На розжиг костра на ура идет.

+1
ответить

Nadine ➦Хренонимус31.07.18 22:20

В теплице, подвязанный, к осени по потолку ползет, метров пять. И, кстати, помидор не однолетнее растение. Наша зима мешает, а то лиана росла бы и росла.

+0
ответить

Goettinger➦Заморыш Джо31.07.18 22:26

>> У него листья немного похожи на листья ясеня.

мдя,.. вот кабы я ещё представлял, как тот ясень выглядит, и какие у него листья... и ведь можно сказать "возле леса вырос".

...и стихотворение это мне совершенно неизвестно ((
*ушёл комплексовать, рвать одежды и посыпать пеплом главу*

+1
ответить

Хренонимус ➦Nadine31.07.18 23:06

В теплице на удобрениях :)
Знаете как лес сажают? Лопатой Т или Х сделал на глубину штыка, в пересечение саженец, пяткой примял.
Кстати, надо кедр посадить возле дома, будет за что тост поднимать - дожить до первых орешков.

+1
ответить

Nadine ➦Хренонимус31.07.18 23:08

В теплице - на рыбе. Чикаго три месяца неймется за рыбу под помидорами...

+1
ответить

НМ ★★31.07.18 10:22

Как только начинаешь читать что-то "мотивирующее" про "зарубежный опыт" на русскоязычном сайте, а потом пытешься найти первоисточник, то первое, с чем сталкиваешься, это - тупые ошибки переводчика.
Ну не было НИКОГДА в Йеллоустоуне "царствующих ОЛЕНЕЙ". Там были - elks, т.е. ЛОСИ.
Ну и далее начинаешь находить такие, например, комментарии (этот принадлежит перу биолога Артура Миддлтона): "“This story — that wolves fixed a broken Yellowstone by killing and frightening elk — is one of ecology’s most famous. But there is a problem with the story: It’s not true.”

"Эта история - о том, что волки восстановили угасающий Йеллоустоун путем поедания и распугивания ЛОСЕЙ - одна из наиболее известных в экологии. Но есть одна проблема: она состоит в том, что эта история неверна".

https://www.popsci.com/article/science/have-wolves-really-saved-yellowstone

Короче, поздравляю, господин, соврамши (С).

+10
ответить

sercher73➦НМ31.07.18 10:33

Webster говорит, что elk используется для обозначения лосей Старго Света, также это слово имеет значение - Благородный олень (Cervus elaphus)
https://www.merriam-webster.com/dictionary/elk

+5
ответить

vvt251 ➦НМ31.07.18 10:41

В Америке ЛОСЬ - moose, а elk - это крупный олень.

+12
ответить

Хренонимус ➦vvt25131.07.18 10:56

ЛОСЬ - это MOOSE :)
Такой же как и moose, просто очень крупный.

+2
ответить

НМ ★★➦vvt25131.07.18 10:57

Спасибо, буду знать, что не всегда "лось - он и в Африке лось" :-).
Тем не менее, основная идея в том, что влияние волков даже на тех же ОЛЕНЕЙ, не говоря уже на форму русла рек, и т.п. - было не столь значимым.

+1
ответить

sammy➦НМ31.07.18 10:59

ага, прочитал статью этого биолога, интересно. в корне, он говорит одно: волки - не панацея, все остальное - сказки. (это кого-то удивляет?) но с волками, конечно, намного лучше, чем без. на самом деле, их просто слишком мало: "One study published in 2010 in the journal Ecology found that aspen trees hadn’t regrown despite a 60 percent decline in elk numbers. Even in areas where wolves killed the most elk, the elk weren’t scared enough to stop eating aspens. ... [Another] study, which focused on willows, showed that the decades without wolves changed Yellowstone too much to undo."

+3
ответить

Атака Гризли➦НМ31.07.18 11:04

Что-то Вы сегодня суровы.

Elk - это именно олень, в отличие от moose (лось). http://k99.com/moose-or-elk-how-to-tell-the-difference/

Что до комментариев ученых, то это нормальная научная дискуссия, кто-то согласен с теорией о положительной роли волков в Йеллоустоне, кто-то не согласен, это не значит, что автор соврал - он просто адепт одной из гипотез, имеет право. Для того, чтобы доказать ту или иную точку зрения однозначно, нужен контрольный Йеллоустон из параллельного мира, в котором волков не выпускали, а в остальном все идентично ))

+11
ответить

НМ ★★➦Атака Гризли31.07.18 11:57

Сорри, виновато мое слабое знание американского английского, в чем каюсь :-)
Все равно я слабо верю, что дюжина волков могла поесть/распугать НЕСКОЛЬКО СОТЕН(!) крупных оленей, которые, теоретически, и сами способны дать волкам "сдачи" при необходимости.

+0
ответить

vvt251 ➦НМ31.07.18 12:05

Что я знаю про волков и оленей (не из этого текста): без волков олени стоят на одном и том же месте пока не сожрут все. В результате лес после прохода стада оленей умирает. Волкам крупного оленя в стали завалило практически невозможно (да и олени не являются о ровной пищей волков), но волки заставляют оленей двигаться с места на место. В результате лес быстро восстанавливается после прохода стада.

+11
ответить

HITler ➦НМ31.07.18 15:03

Ну тогда уж и я свои 5 копеек вставлю:
Ни для кого не секрет, что английский язык корнями уходит в немецкий. А по-немецки "Лось" = "Elch". Которое, видимо, со временем превратилось в elk.

+1
ответить

Эдиссон ★★➦vvt25131.07.18 15:35

<<Волкам крупного оленя в стали завалило практически невозможно>>
Видимо в стае. Не скажу за волков в Йеллоустоне, но видел волка (убитого) в Казахстане, в Кокчетавской области, под 100 кг. весом, с головой, размером, как 3 мои, с клыками под 3 см. Очень впечатлился. Такой и один оленя завалит, не то что в компании с такими же. Режут они олешков, еще как режут, отбивают от стада и спокойно валят, и лосей тоже, которые покрупнее в два раза будут. Иначе, чем они по вашему питаются?

+5
ответить

Goettinger➦Эдиссон31.07.18 18:16

а это разве не на "анекдоте" было описание, как волки на лося охотятся?
вкратце: загоняют в овраг или ложбину поУже, стая гонит сохатого, а один из волков бежит вровень с лосем, но поверху (оврага/ложбины). когда кому-то из загонщиков удаётся поравняться с лосем, тот волк, что сверху, прыгает на спину этого соплеменника, отталкивается от него как от трамплина и со всей дури врезается лосю вбок. лось сбивается с ноги, спотыкается, и тут же ему вгрызаются в горло — фенита.

+0
ответить

Хома Брут➦Атака Гризли31.07.18 18:29

//Что до комментариев ученых..
дада! комментарии ученых- они такие комментарии! вы ниповерите, но я както версию слышал, что волки- вовсе не санитары, а насамомделе очень даже паразиты леса!

+1
ответить

Лунтик➦Эдиссон31.07.18 18:33

Общался с экологом, который занимается изучением кто кого в лесу жрёт. Основная пища волков похоже что мыши. Может и лосей с оленями валят, но далеко не каждый день так везёт. А мыши почти всегда есть. Когда нет мышей падает численность всех хищников, в том числе и волков. Это проверяется на практике не один год.

+2
ответить

sercher73➦Лунтик31.07.18 18:41

Читал интересную книгу «Не кричи: „Волки!“» (англ. Never Cry Wolf) канадского писателя Фарли Моуэта - он жил рядом с волками, наблюдал их в живой природе, пытаясь выяснить их роль в уменьшении поголовья оленей карибу на севере Канады, и пришел именно к такому же выводу.

+1
ответить

Эдиссон ★★➦Лунтик31.07.18 19:41

Летом может быть, а зимой предпочитают крупную добычу. По снегу относительно легко загоняют. Опять же лисе, известной мышатничеце, нужно в день, около 15-20 мышей, чтобы выжить зимой, то сколько нужно волку? Что-то сомнительно...

+4
ответить

vvt251 ➦Эдиссон31.07.18 20:38

В основном волки питаются мелочью. Оленя он конечно с удовольствием съест, если сможет. С одиночным оленем справится. Но олени обороняюися всем стадом, так что мышей и зайцев проще (и энергетически более выгодно).
Видел съемки, как волк на молодого бизона напал. Этот молодой позвал маму, та пришла ... . В общем волку удалось уйти, но что-то мне подсказывает, что он после этого недолго прожил.

+2
ответить

Эдиссон ★★➦vvt25131.07.18 21:06

Насчёт энергетически выгодно я бы поспорил, средняя мышь весит 40-50 грамм. А тактика у всех стайных хищников одинакова. Будут брать стадо измором, беспокоить, гонять, пока, кто-то не отобьется-отстанет, обычно старый, больной, или наоборот молодняк, а может излишне самоуверенный, погнавшийся за отдельным волком. За средний зимний месяц средняя стая убивает 3-4 крупных животных. На нешенел географик видел..

+3
ответить

Атака Гризли➦Хома Брут31.07.18 23:21

Та и не говорите. Нам только волю дай, таких гипотез настроим, не говоря уж про комментарии... Паразиты, одно слово.

+0
ответить

qart31.07.18 10:17

Почему-то хочется спросить, к чему эта история в то время, когда партия и правительство проводят столь непопулярные реформы?

+6
ответить

erazel➦qart31.07.18 10:54

Надо в РФ выпустить волков, тоесть чеченцев, еще больше :-)

+3
ответить

Maddock➦erazel31.07.18 11:20

Тоже самое подумал :)
Чеченец - санитар общества а как звучит-то!

+2
ответить

lohhersonskii➦Maddock31.07.18 12:32

Не смешивайте понятия, санитары не киллеры

+2
ответить

Uhalus Posovinomus ➦Maddock31.07.18 20:37

На волков найдутся волкодавы...

+2
ответить

adder3831.07.18 09:22

Как же всё связано...

+2
ответить

Общий рейтинг комментаторов
Рейтинг стоп-листов

Рейтинг@Mail.ru