Предупреждение: у нас есть цензура и предварительный отбор публикуемых материалов. Анекдоты здесь бывают... какие угодно. Если вам это не нравится, пожалуйста, покиньте сайт. 18+

История №1267889

КАЗУС ПРОКОФЬЕВА

Сергей Сергеевич Прокофьев умер в один день со Сталиным: 5 марта 1953 года. Кончина «вождя народов» затмила уход музыканта. Все, кто хотел с ним проститься, шли в Дом композиторов, где проходила гражданская панихида, с комнатными цветами в горшках: других просто не было - все «достались» Сталину. Рядом с гробом стояла печальная и смиренная Мира Мендельсон - вдова.

В то же самое время другая вдова Прокофьева - зэчка Лина Любера – привычно толкала бочку с помоями в женском лагере в поселке Абезь. И знать ничего не знала о том, что умер человек, которого она любила больше всех на свете.
Долгое время этого имени - Каролина Кодина-Любера - не было ни в одной биографии Прокофьева. Еще бы - не пристало одному из самых прославленных советских композиторов, шестикратному обладателю Сталинской премии, иметь жену-иностранку. А между тем именно с этой хрупкой испанкой, в которой бродило много «вражеской» крови - польской, французской и каталонской, - Сергей Прокофьев прожил долгих 20 счастливых лет. Но ее безжалостно вычеркнули сначала из жизни композитора, а потом - даже из воспоминаний о нем. Оставили место лишь для «образцовой» Миры Мендельсон: выпускницы литературного института, комсомолки, дочери «старого большевика» Абрама Мендельсона и - по слухам - племянницы Лазаря Кагановича.

Каролина росла в музыкальной семье: отец - испанец Хуан Кодина и мать - полька Ольга Немысская - были певцами. И потому следили за музыкальными событиями Нью-Йорка, куда они перебрались из Испании. А в 1918 году гвоздем музыкальной программы «Большого Яблока» был как раз Прокофьев. Он выступал в знаменитом Карнеги-Холле. Манера его исполнения, собственные авторские вещи привели в восторг Ольгу Немысскую, и та буквально заставила свою дочь - начинающую певицу - познакомиться с Прокофьевым после концерта.

Лина не слишком хотела идти за кулисы: да, ей понравилась его музыка, но сам долговязый 27-летний русский не слишком заинтересовал ее. Лине едва минул 21 год, но она прекрасно знала себе цену: ей, как две капли воды похожей на звезду немого кино Терезу Брукс, мужчины, проходящие мимо, подолгу смотрели вслед. Она знала пять языков, прекрасно пела.
Понятно, почему ей не хотелось являться к Прокофьеву в качестве одной из восторженных поклонниц. Но ей пришлось капитулировать под материнским натиском. Лина хотела остаться незамеченной в толпе других барышень, замерла на пороге. Однако Прокофьев сразу выделил темноволосую девушку и пригласил войти. С этого все и началось. Как он потом написал в своем дневнике, Лина «поразила меня живостью и блеском своих черных глаз и какой-то юной трепетностью. Одним словом, она представляла собой тот тип средиземноморской красоты, которая всегда меня привлекала».
Очень скоро они уже дня не проводили друг без друга. Специально для своей Пташки - как Прокофьев прозвал Лину - он написал цикл из пяти песен. Потом были другие произведения. И они концертировали вместе - русский пианист и композитор Прокофьев и испанская меццо-сопрано Любера (в качестве творческого псевдонима она взяла фамилию бабушки по материнской линии).

Между турне Каролина играючи выучила русский язык. И также между гастролями они умудрились обвенчаться - 20 сентября 1923 года в баварском городке Этталь. В феврале 1924-го в их семье появился маленький Святослав. А спустя 4 года - второй сын - Олег. Хрупкую Пташку по-прежнему провожали взглядами мужчины. С годами она лишь похорошела, приобрела лоск. За образец элегантности ее держали в музыкальных кругах Парижа и Лондона, Нью-Йорка и Милана. Бальмонт посвящал ей стихи, Пикассо, Дягилев и Матисс высоко ценили ее стиль, Стравинский и Рахманинов, несмотря на музыкальное соперничество с Прокофьевым, отдавали должное ее голосу и, главное, - таланту совмещать три должности разом: певицы, светской дамы и композиторской жены. В качестве последней она не только заботилась о быте Прокофьева, но и занималась организацией гастролей и связанных с ними частых переездов, вела переговоры, переводила: Она успевала все играючи, элегантно и красиво. По воспоминаниям сыновей Прокофьева, «мамино слово было решающим».

Когда композитор надумал после затянувшихся на долгие 18 лет гастролей вернуться в СССР, именно Пташка поставила точку во всех этих сомнениях и метаниях. На Родине Прокофьеву обещали дать возможность писать музыку. На Западе же он, как и Рахманинов, и Стравинский, вынужден был откладывать сочинительство ради исполнительской деятельности: только так он мог зарабатывать. Лина, обожавшая мужа, прекрасно понимала: творчество для него - на первом месте. Значит, надо переезжать.

В 1936 году семья Прокофьева вернулась в СССР. Дети пошли в англо-американскую школу. Лина заблистала на приемах в многочисленных посольствах - она всегда была в центре внимания. А Прокофьеву действительно позволили творить. Правда, недолго: очень скоро ему объяснили, в чем состоит задача советского композитора. И вот чуть ли не параллельно с «Ромео и Джульеттой» он пишет «Ленинскую кантату», сочиняет оперу об украинском колхозе – «Семен Котко». И видит, как редеет круг его друзей – тот арестован, этот пропал без вести, этот расстрелян, объявлен шпионом и т. д. и т. п. Видит все это и Лина. Но даже не думает меняться: почему она должна перестать общаться со своими иностранными друзьями, посещать посольства, писать матери во Францию? Что это за глупости?

В 1938-м Прокофьев уехал в Кисловодск - отдыхать. И едва ли не в первом письме отчитался: «Здесь за мной увивается очаровательная иудейка, но ты не подумай ничего плохого.» Лина и не подумала. А зря. Прокофьев не устоял перед преследованиями Миры Мендельсон. Их курортный роман перерос в роман постоянный. И в 1941 году композитор ушел из семьи. Возможно, урони Пташка хоть одну слезу, он бы остановился: Но та «держала марку». Она не любила жаловаться. И терпеть не могла нытиков. Глядя на Лину, никто и подумать не мог, какие демоны разрывают ее душу. Потому что с уходом Прокофьева она не смирилась ни на секунду, и ни на секунду не перестала его любить.

Любила композитора и Мира - правильная девушка из правильной семьи. Долгое время Лина была уверена, что их разрыв - лишь временный. Не устраивала скандалов, не обременяла просьбами. Но через несколько лет
Прокофьев заговорил о разводе. Тут уж она встала на дыбы. Чего здесь было больше - любви, уязвленной гордости или простого опасения за участь свою и детей? Она въезжала в СССР женой советского композитора. А кем она будет после развода с ним? Иностранной шпионкой? Врагом народа? В конце концов, умные люди объяснили Прокофьеву: брак с испанкой, зарегистрированный в Баварии, в СССР - недействителен. Так что он спокойно может жениться. Что композитор и сделал 15 января 1948 года. Через месяц после этой свадьбы Лину Кодину арестовали как иностранную
шпионку и приговорили к 20 годам лагерей.

Там она узнала о смерти своего мужа - случайно: одна из таких же заключенных услышала по радио, что звучит концерт, посвященный памяти Прокофьева. Сказала Лине. И тогда эта гордая женщина заплакала так, что охранники вынуждены были отпустить ее с работы в барак. Она горько оплакивала человека, который оставил ее одну с сыновьями в самый тяжелый момент, который бросил ее на произвол судьбы, и по вине которого она оказалась в лагерях. С Колымы Лина вернулась через три года после смерти Сталина и Прокофьева. И, по воспоминаниям современников, уже через два дня вновь являла собой образец элегантности. Заявила о своих правах на наследие композитора, тут-то и всплыло пикантное обстоятельство, получившее в юридической практике название «казус Прокофьева»: гений оставил после себя сразу двух вдов. Теперь, когда Сталина не стало, брак Прокофьева с Линой вновь стал законным. Лине и сыновьям досталось почти все имущество.

...Лина стремилась уехать на Запад. Она безрезультатно обращалась к Брежневу с просьбами дать ей возможность повидать престарелую мать. В 1971 году ее младший сын Олег получил разрешение выехать в Лондон на похороны своей жены-англичанки, скончавшейся в России от заражения вирусным гепатитом, и повидать свою дочь от этого брака. Олег остался жить и работать в Британии. В 1974 году на одно из писем Лины, адресованное тогдашнему председателю КГБ Юрию Андропову, с просьбой разрешить ей на месяц выехать в Великобританию, чтобы повидать сына и внучку, пришел ответ: через три месяца ей позвонили из ОВИРа и сообщили, что ей предоставлена трехмесячная виза для поездки в Великобританию. К этому времени ей было уже 77 лет. Она не вернулась. Но Лину нельзя было считать беженкой. Советские власти не хотели политического скандала, который возник бы, если бы вдова великого Прокофьева попросила политического убежища на Западе. Советское посольство в Лондоне без проблем продлевало ей визу. На Западе Лина Прокофьева делила время между Лондоном и Парижем, куда впоследствии перебрался ее старший сын с семьей. Много времени она проводила в США и Германии. В Лондоне в 1983 году она основала Фонд Сергея Прокофьева, куда передала свой обширный архив, включавший переписку с мужем. Ее без конца приглашали на прокофьевские юбилеи, фестивали, концерты. Свой последний, 91-й день рождения Лина Прокофьева отпраздновала 21 октября 1988 года в больнице в Бонне, куда прилетели ее сыновья. Она была смертельно больна, но пригубила шампанского. Ее переправили в Лондон, в клинику имени Уинстона Черчилля, где она скончалась 3 января 1989 года.

Записи с пением сопрано Лины Люберы не сохранились. Каролина Кодина-Любера прожила долгую жизнь. В 77 лет она начала жизнь сначала. Много путешествовала, растила внуков. Но главное - она занималась переизданием музыкального наследия Прокофьева, делала все, чтобы имя ее великого мужа не было забыто на Западе. И его действительно там знают, помнят и любят.
+842
Проголосовало за – 1034, против – 192
Статистика голосований по странам
Статистика голосований пользователей
Чтобы оставить комментарии, необходимо авторизоваться. За оскорбления и спам - бан.
50 комментариев, показывать
сначала новые

dkurilov22.11.21 19:18

СССР был силён в пропаганде. Это как же надо было закакать испанке мозг, чтобы она променяла свою неплохую жизнь в родной стране на коммунистическую тюрьму...

+-4
ответить

jaakov➦dkurilov22.11.22 07:25

Нет, чувак. Это не СССР был силён. Это был коммунизм как явление силён. Ещё до становления СССР. Привет Марксу с Энгельсом …

+1
ответить

комментатор 22.11.21 01:02

Евреи, которые это читают! Не обижайтесь на Волдемарса. У него трудная, я бы сказал, трагическая судьба. Родился он в еврейской семье. В возрасте нескольких недель был украден цыганами. Потом попал в детский дом, и оттуда был усыновлен капитаном милиции, украинцем, патологическим антисемитом. Ну, и Волдемарса воспитал по своему образу и подобию. А недавно Волдемарс, пытаясь доказать в суде, что рожденный в браке ребенок не его, сделал генетический тест. И узнал, что он еврей. Выяснилось, что он принадлежит к большой еврейской семье. Оказалось, что его зовут Вевел. От разрыва шаблона заболел, попал в психклинику, где его частично вылечили. Не вступайте с ним в дискуссии, не провоцируйте обострение! Спасибо!

+5
ответить

Мойадрессоветскийсоюз22.11.21 00:00

Спасибо, очень интересно интересно было почитать.

+-1
ответить

Woldemars21.11.21 23:11

Здесь за мной увивается очаровательная иудейка
Вот как можно после этого относиться к представителям иудейщины?

Как-то в рассказе мало текста уделено геройствам Миры Мендельсон. Отбила мужа у испански, сиречь сделала ее шпионкой, разрушила семью, отдала имущество - молчок.

+-5
ответить

Tanur➦Woldemars21.11.23 08:14

1. А другие национальности не увиваются?
2. Не уделено, потому что и так знают.

+0
ответить

yls221.11.21 19:33

К сожалению, копипаста, но познавательно.

+3
ответить

Гарик О ➦yls221.11.21 19:38

копипаста?... хм... неожиданно

+1
ответить

yls2➦Гарик О21.11.21 19:50

Хочется качественных авторских текстов, но их в последнее время маловато. Хоть сам садись и пиши.

+4
ответить

Гарик О ➦yls221.11.21 19:52

А этот разве не авторский?

+1
ответить

Сергей ОК ★★21.11.21 19:01

Анекдотару, похоже, захотелось лавров Википедии. Но это довольно терновые лавры.

+3
ответить

Tarvas21.11.21 18:37

Единственное замечание Мирра , конечно хитрые иудеи могли и назвать её Мира ( типа от слова "мир"), но в реале была Мирра

+2
ответить

Nadine ➦Tarvas21.11.21 18:49

Вика говорит, что ее звали Мария-Цецилия.

+2
ответить

Tarvas➦Nadine21.11.21 19:14

Для Советской власти и Вики таки да. А по жизни - Миррочка или Циля

+1
ответить

Nadine ➦Tarvas21.11.21 19:28

Ну, Мария — очень даже еврейское имя.

+2
ответить

Nadine 21.11.21 18:28

Эх, дурак был Прокофьев! Такую женщину бросить...
Мира на мою свекровь похожа, её типаж.

+3
ответить

Woldemars➦Nadine21.11.21 23:12

Вы-антисемитка.

+-10
ответить

Nadine ➦Woldemars21.11.21 23:14

Да никогда в жизни...

+2
ответить

Woldemars➦Nadine21.11.21 23:17

Объясните, одержимая вы наша писательница, зачем России нападать на Окраину?

+-6
ответить

Rus➦Woldemars22.11.21 00:56

Украину ;о). Окраина - это пограничье, а Украина - определённое место вдоль реки Украина (ныне - Днепр).

+-1
ответить

Woldemars➦Rus22.11.21 08:35

Что-то слишком узкая площадь для Украины выделена

+-4
ответить

Rus➦Woldemars22.11.21 10:00

Ну, так сложилось. Кавказ - тоже название реки ;о).

+2
ответить

jaakov➦Woldemars22.11.22 07:44

А нехрена тявкать сдури было. То предлог „на“ в „на Украине“ им не понравился (а против „на Руси“ ничего не имели, хоть и на неконституционном языке), то голод в голодомор переименовали и от большого ума именно на свой счёт отнесли, то пенсию на востоке своей страны задерживали и язык, неродной населению, там насаждали … Да и газ около 16 лет подряд тырили, несмотря на цену ниже мировой. Так что всё закономерно.

+0
ответить

Ost21.11.21 14:37

Традиции воскресенья воскресили?

+3
ответить

Reyhs 21.11.21 13:21

Так и запишем - в СССР жизни не было

+0
ответить

Арсений ➦Reyhs21.11.21 16:51

...для иноагентов. У комсомолок и племянниц кого надо всё обычно складывалось хорошо.

+2
ответить

Фря ➦Арсений21.11.21 16:54

...а у жен - плохо.

+3
ответить

big_andy ➦Арсений21.11.21 18:45

Но только до тех пор, пока кто надо не становился вдруг кем не надо...

+9
ответить

Арсений ➦big_andy21.11.21 20:18

...а это уже называется "профессиональные риски" :)

+1
ответить

Sergiy21.11.21 13:03

общее впечатление: ну и гАндон же, оказывается, был Прокофьев...

+18
ответить

Gang➦Sergiy21.11.21 14:38

Да. То-то мне никогда его музыка не нравилась!

+2
ответить

Гарик О ➦Gang21.11.21 15:40

Ну это зря... "Ромео и Джульетта" это шедевр на века. И многое другое.
А то, что оказался гандоном, так ведь любовь такая штука. Плохо, что жена слишком уж "испанкой" оказалась. Поцарапала бы полюбовнице рожу, и все дела.

+6
ответить

Пирамидон ➦Гарик О21.11.21 15:47

Угу.
Танец рыцарей. Я его в хороших наушниках слушаю, дудят там здорово.

+5
ответить

Пирамидон ➦Гарик О21.11.21 15:51

А вот "Семён Котко" и "Свадьба в Малиновке" это одно и то же.

+3
ответить

Гарик О ➦Пирамидон21.11.21 16:01

Не, моя тонкая натура этого не переносит. Хотя и там найти что-то интересное можно, даже не сомневаюсь.
А ещё у Прокофьева красивые пианистические вещи. Не Рахманинов, конечно, но оч. даже на высоком уровне. Мне так не сочинить, однозначно.. )))))))))))))
Как сказала одна пианистка — С.С. всю жизнь цитировал "Ромео и Джульетту".
Может быть, мне тоже так показалось.

+3
ответить

Пирамидон ➦Гарик О21.11.21 16:09

Мне и Свиридов хорошо "лезет".
Не Шопен, конечно, но то такое...

+2
ответить

Гарик О ➦Пирамидон21.11.21 16:24

Твоя любовь к Свиридову нам известна. )

+1
ответить

Пирамидон ➦Гарик О21.11.21 16:27

А.
Ну да, склероз.((
)))

+1
ответить

Сергей ОК ★★➦Гарик О21.11.21 18:59

Да как можно Прокофьева с Рахманиновым сравнивать. Рахманинов прост как тоника, доминанта и субдоминанта, энергичен и громок. Он пианист, который музыку пописывал.
А Прокофьев чертов гений.

+1
ответить

Гарик О ➦Сергей ОК21.11.21 19:01

Ну вот взял и сравнил. Подумаешь, "слегонца невпопад". )))
Знакомая пианистка так его "романсы" херачила, аж рояль подпрыгивал. Вот тогда я его и полюбил.

+1
ответить

Сергей ОК ★★➦Гарик О21.11.21 19:18

а какие романсы она херачила? Романсы то у Рахманинова вроде все вяленькие. Херачат, обычно, пятую прелюдию. Я и сам оную херачил, поскольку "исполнять" таланту не хватало, а херачить то пожалуйста.
А вот чтоб романсы херачить - это интересно!

+1
ответить

Гарик О ➦Сергей ОК21.11.21 19:19

Блять.. да не помню я уже, что она играла... 25 лет прошло.

+0
ответить

Сергей ОК ★★➦Гарик О21.11.21 19:28

Раз херачила, то -- пятую))) Забойная вещь. Ее даже в исполнении Мацуева можно слушать.
А что касаемо сравнения с С.С. В одной только теме волка из Пети и волка больше музыки, чем во всем Рахманинове. Это не в упрёк С.В., он по-своему велик, несомненно, но С.С. недосягаем.

+1
ответить

Гарик О ➦Сергей ОК21.11.21 19:33

Не спорю... кст... Не 25 лет, я вспомнил, это был конец 1994 года, мы тогда вместе в школе преподавали.

+0
ответить

Мойадрессоветскийсоюз➦Сергей ОК21.11.21 23:59

5-я прелюдия как припадок аритмии. Хотя Местами звучит довольно интересно, но общем мне не совсем понятно, что Рахманинов хотел ей сказать.

+0
ответить

Коккодрилло ➦Сергей ОК22.11.21 18:55

Постараюсь не ругаться матом.
Поганые языки - прочь от Рахманинова!!!
Вы, как бы ценитель музыки, много ли сочинений Рахманинова слышали?
Второй Концерт для ф-но с оркестром - вещь настолько непревзойдённая, что отдельные музыкальные мандавошки по сей день бессовестно тырят оттуда целыми фразами. Сейчас пишу подробную историю об этом.
А есть у Рахманинова ещё три фортепианных Концерта, симфонии, прелюдии, опера "Алеко"(возможно, не единственная), рапсодия на тему Паганини.
А "Вокализ" Рахманинова слышать не доводилось?
А "Всенощное бдение"? Вообще для голосов-солистов и хора a capella.
Какие там на хрен тоника, доминанта и субдоминанта!!! Там десятки великолепных гармоний. Но с уважением к классической и романтической традициям.
И да, Рахманинов не вернулся в Совок, и ему не пришлось кропать, подобно Прокофьеву, жополизовскую музыку типа "стройка идёт в Ленинграде, строится наша Москва". Зато в Америке Рахманинова обожали, его гонорары за концерт доходили до 100000 долларов (в пересчёте на нынешние доллары - где-то 5 миллионов). И немалую часть своих гонораров он перечислял на покупку оружия и амуниции для Советской армии.
Прокофьев же, как и многие его современники, пошёл искать новые музыкальные горизонты. Но ничего гениального, кроме "Ромео и Джульетты", не родил.
"Ала и Лоллий" - дипломная работа Прокофьева - дичайшая и бессмысленная какофония, Глазунов (ректор Консерватории) во время её премьерного исполнения вышел из зала, громко хлопнув дверью. И правильно сделал.
Опера "Обручение в монастыре" - примерно того же толка.
Фортепианные концерты Прокофьева слушать вполне можно, но они очень вторичны.
К слову, его (Прокофьева) современник и товарищ по несчастью (по постановлению о формализме в музыке) - Дмитрий Шостакович - талантливее Прокофьева на голову или даже на две. Переслушайте симфонии Шостаковича, - поймёте.
Все упомянутые мной произведения я слушал лично, не по одному разу.
Да, слух у меня абсолютный, херню о музыке не напишу.

+2
ответить

Доктор Алёшин 21.11.21 12:51

Прекрасно ваше эссе и замечательны ваши другие произведения на прозе ру) Браво маэстро)

+-10
ответить

Сергей ОК ★★➦Доктор Алёшин21.11.21 19:00

клон что ли?

+0
ответить

Шютник21.11.21 12:23

Земля им всем стекловатой.

+-4
ответить

big_andy ➦Шютник21.11.21 18:43

И вам всего хорошего.

+3
ответить

Общий рейтинг комментаторов
Рейтинг стоп-листов

Рейтинг@Mail.ru