Довелось мне в декабре 2004 года тестировать новый радиотелескоп RT
MSU-21, построенный на высоком холме в университетском городке Morehead
в штате Kentukky. С холма вниз к университету по лесистым склонам вела
довольно извилистая и крутая асфальтовая дорога. Обустройство телескопа
не было еще закончено, и дорога не была огорожена. Впрочем, в сухую
погоду и даже в дождь на моем джипе Ford Explorer ездить по ней было
безопасно. И поначалу погода была прекрасной: 10-15 выше нуля, сухо. Но
в тот день погода ухудшилась, в полдень пошел мелкий дождь, переходящий
в снег, и к ночи начало подмораживать. Как выяснилось позднее, не то
чтобы ехать, но и идти по этому намыленному стеклу было рискованно.
В конце рабочего дня стемнело. Наша группа - несколько сотрудников
университета, инженер системы управления Хуан и я - тест инженер, решили
что дальше может быть хуже, посему надо потихоньку ехать вниз. Двигались
с приличным интервалом метров в 30-40 с остановками; я ехал
предпоследним. Последним был Хуан. Итак, еду я потихоньку,
притормаживая, и на втором повороте замечаю, что поворот руля не
вызывает поворота траектории, т. е. мой Ford катит себе прямо к обочине
в первый овраг слева. Я торможу, останавливаюсь, ставлю рычаг передач на
“Parking” и вылезаю посмотреть, что случилось с колесами. Мой джип
только этого и ждал. Только я встал одной ногой на асфальт, он тихонько
трогается с места и скользит по раскатанной дороге вниз. Отчаянные
попытки упереться и удержать эти тонны на этом мыле успеха не имеют,
только ногу ободрал. Скорость все возрастает и удержаться левой рукой за
открытую дверцу уже невозможно. Остается только отпустить его в
свободный полет.
Возникает картина достойная кисти Чаплина: свободный джип уверенно
уходит в отрыв, я отчаянно пытаюсь на этом мыле догнать мой же
предательский транспорт, следующий сзади Хуан при виде всего этого жмет
на клаксон, предупреждая впереди идущих. Что думают они, я могу только
догадываться.
Тем временем, на встречном уклоне дороги Ford скользит вправо и проходит
без меня этот вираж, хотя и на грани улета в левый овраг, что заставляет
меня устыдиться своего неверия в его способности. Я с ужасом успеваю
подумать, что будет, если он пройдет и следующий вираж и догонит
предыдущий кар. Ford уже достаточно разогнался, и скрывается за
деревьями справа. Наконец, я слышу треск и глухой удар.
Ковыляю по обочине вниз, (по асфальту можно только скользить), и нахожу
моего друга в обнимку с достаточно толстым деревом на склоне оврага.
Следующий вираж он не осилил, и в результате все живы и здоровы, кроме
Ford Explorer.
Тогда мне было, естессно, не до смеха и предложение Хуана довезти меня
до подножия холма я воспринял как неумную шутку, и категорически отверг.
Кое-как в темноте по кочкам добрался до горизонтальной почвы. Первая
часть драмы на том была окончена.
Владимир.