Никогда не разговаривайте с незнакомцами.
Произошло буквально давеча.
Иду это я себе по бульвару. Никого не трогаю. Настроение при этом имею
вполне миролюбивое. Можно даже сказать, лирическое.
Вдруг совершенно неожиданно из-за угла выворачивают двое мужиков в белых
рубашках с рюкзаками и ко мне:
- Можно вам задать вопрос?
Цыганки в таких случаях обыкновенно спрашивают: маладой-дарагой,
спраасить можнааааа?
Т. е. метода та же самая, но цыганки те годами тренируются под
предводительством старших наставниц, а эти общий вид освоили, а детали
пропускают.
В общем, оказалась, я так понял, канадская компания. Я, по простоте
душевной, думал, что они лет 10 уже не ходят.
И сразу продолжают:
- Как вы думаете, если бы все люди на земле жили по божьим заповедям,
жизнь стала бы лучше?
Нифига себе вопрос дня? Я хоть и был настроен миролюбиво, но беседовать
на философские темы посреди улицы с двумя представителями канадской
компании был явно не настроен. Поэтому я ответил совершенно искренне: я
не знаю. Я и на самом деле не знаю и как-то никогда не задавался этим
вопросом ввиду явной его бессмысленнсоти, да еще и некорректности
постановки.
Но они не отставали:
- А можно же порассуждать.
Ну я и решил порассуждать. Очень кратенько, практически тезисно в
течение минуты, я порассуждал о рефлексивности человеческого сознания, в
результате которой первоначально заявленная цель видоизменяется и
ускользает уже в процессе ее достижения, в свою очередь методом
отзеркаливания так же видоизменяя сознание и связанный с ним логический
инструментарий, каковые изменения повторно сказываются на цели и
вторично ее изменяют, и так по кругу до бесконечности. В результате чего
любая догма оказывается совершенно нежизнеспособна по определению уже в
момент ее формулировки. Еще это называют диалектикой. Яркими ее
представителями были Сократ, Гегель. Закончив с этим вопросом я перешел
к вариативности бихевиористических моделей в популяции, что как раз и
является жизненно важным обстоятельством для выживания популяции в целом
на различных этапах ее эволюционирования. Другими словами те особи,
которые считались изгоями в старой модели, могут выйти на первый план и
обеспечить т. о. выживание всей популяции в изменившихся
обстоятельствам. Так что чесать всех под одну гребенку не просто
нереально, но так же глупо и опасно в свете возможных эволюционных
изменений. Еще это называют социальным либерализмом (не путать с
социальным дарвинизмом). Яркими его представителями были Кейнс, Поппер.
Т. о. децентрализованное либерально выстроенное общество продолжает
существовать в неизменном виде, не утрачивая ни один из своих
институтов, до тех пор, пока существует хотя бы один последний его
представитель, тогда как тоталитарное (любой идеологической нагрузки)
приходит в полный хаос и в конечном итоге рушится при возникновении
малейшей угрозы своему идеологическому стержню, на который оно
навешивается. Факультативно можно так же ознакомиться с работами
светлейшего князя Кропоткина и на их основании поразмышлять в критериях
личность-система, система-личность. Любая система, независимо от
декларируемых ей ценностей и принципов построения, заявляет личность как
единственную цель своего существования, на деле же отводя ей роль
расходного материала для поддержания своего функцианирования. Система
автоматически структурируется и настраивается по единому шаблону на всех
своих иерархических уровнях.
Наиболее юный канадский джентльмен живо заинтересовался возникшим
диспутом и даже захотел его расширить и углубить. Но его старший товарищ
извинился, поблагодарил меня за содержательную беседу, и они отправились
искать новых клиентов.
К сожалению, я так и не узнал, что же они хотели мне продать.
kmatros